Телефон +38 048 788-09-07
Адрес Аудиторская Компания "Krib-Аудит", Украина, Одесса, ул. Космонавтов 62, 61, 65070
E-mail info@krib-audit.com.ua
Телефон +38 095 101-34-44

Ваш надежный друг и партнёр 

Назад к списку

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 

Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. 


Требования к обязательному проведению инвентаризации предусмотрены нормами ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и международными стандартами финансовой отчетности (далее - международные стандарты), положением об инвентаризации активов и обязательств.Однако на практике зачастую инвентаризация активов и обязательств носит формальный характер.В своём письме ГФСУ № 8191/6/99-99-19-19-03-02-15 от 13.04.2016 напомнила, что контролирующие органы имеют право требовать от налогоплательщиков, которые проверяются в ходе проверок, проведения инвентаризации основных фондов, товарно материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности.В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, осуществляющих наличные расчеты и / или осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию, патентованию и / или сертификации) от проведения такой инвентаризации или не предоставление для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов) применяются меры, предусмотренные ст. 94 НКУ (административный арест имущества).Но необходимо учитывать, тот факт, что инвентаризация по требованию контролирующего органа проводится на основании надлежащим образом оформленного документа, а не по устному указанию проверяющего.НКУ и нормативно-правовыми актами, принятыми в целях его реализации, не предусмотрено требований к оформлению и содержанию такого документа.Таким образом, требование о проведении инвентаризации оформляется отдельным документом в произвольной форме с указанием объемов и сроков проведения инвентаризации с соблюдением типовой инструкции по делопроизводству и направляется (вручается) налогоплательщику в порядке ст. 42 НКУ.При этом следует помнить, что проверяющие сами не проводят инвентаризацию, а только наблюдают за её проведением и соответственно ни в коем случае не должны входить в состав комиссии по проведению инвентаризации.Инвентаризация проводится в соответствии с Положением об инвентаризации активов и обязательств. Пунктом 1 раздела II данного положения установлено, что при проведении инвентаризации на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (с их согласия) могут присутствовать при проведении инвентаризации. Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.Информация о проведенных налогоплательщиком при осуществлении проверки отображаются в описательной части акта (справки) документальной проверки отображается инвентаризации его основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности, а также информация по инвентаризации документов, расчетов (в случае ее проведения).Следует не забывать, что, если на момент проведения инвентаризации, проведенной налогоплательщиком по требованию контролирующего органа, обнаружена недостача приобретенных таким плательщиком товаров (кроме случая подтверждённого форс-мажора), для целей определения базы обложения НДС такие товары считаются использованными плательщиком налога в операциях, не является хозяйственной деятельностью налогоплательщика и приводят к обязательному доначислению НДС. 

По материалам пресс службы ГФСУ